ВОЙСКОВИЦКАЯ МЫЗА, ИЛИ МУЗЕЙ УСАДЕБНОГО ДУХА

Войсковицы вернулись в мир русской усадьбы. Произошло это благодаря инициативе и энергии директора школы искусств Александра Крушельницкого и краеведа Андрея Бурлакова.

Александр Крушельницкий

Александр Крушельницкий

Войсковицкая школа искусств — настоящий поселковый очаг культуры. Она объединяет с десяток различных направлений: музыкальных, художественных, прикладных. Здесь учатся играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, выходить на театральные подмостки, рисовать, ткать, лепить из глины. Жители поселения знают прекрасный камерный концертный зал. По словам Александра Дмитриевича, «в школе есть всё, как в хорошей сельской лавке — от валенок, до шоколада, не хватало только музея».

Андрей Бурлаков

Андрей Бурлаков

И вот 25 мая музей появился. В этот день гости увидели результат полугодового сотрудничества Александра Крушельницкого и Андрея Бурлакова. Что же касаемо Андрея Вячеславовича, то он многие годы собирал материал о войсковицком крае и сокрушался, что нет возможности найти применение своим находкам. Статьи о войсковицкой усадьбе  время от времени появлялись только в периодической печати. Когда директор школы искусств предложил краеведу сотрудничество, он  согласился и со свойственной ему энергией начал создание музея. «Никогда мне ещё не работалось так легко и радостно, — сказал  Андрей Бурлаков во время открытия музея. — Это потому, что руководитель проекта и представители власти горячо поддерживали идею создания музея и всячески помогали, откликаясь на любые просьбы».

К сожалению, усадебный комплекс — так называемая Войсковицкая мыза — был полностью утрачен ещё в середине 20 века.  Старожилы и краеведы могут показать остатки фундамента поместья, но и они находятся сейчас в частной собственности и практически не доступны для исследования и изучения.

Усадьба в Войсковицах

«Мне не безразлично, как дети будут воспринимать историю и культуру родного края», — говорит директор школы искусств. Именно поэтому доминантой экспозиции стало изображение войсковицкой усадьбы, которую архитектор во втором поколении  Роман Крушельницкий воссоздал с исторической точностью, скрупулёзно изучив сохранившиеся рисунки, описания и параметры. Судя по всему, Войсковицкая мыза была ничуть не  хуже, чем дворянские гнёзда в Рождествено, Тайцах или  Суйде.

Войсковицкие барышни

Прежде чем гости прикоснулись к артефактам, собранным в небольшом, но со вкусом оформленном зале, они окунулись в «Мир русской усадьбы» — так назывался театральный пролог, подготовленный преподавателями и воспитанниками школы.

Коридоры школы искусств напоминали усадебный променад 19 века. Очаровательные юные создания прогуливались группками и по одиночке, щебетали и смеялись, обмахивались веерами и кокетливо поправляли шляпки.

Анна Комкова и Алексей Киселёв

Анна Комкова и Алексей Киселёв

Следуя за барышнями, гости попадали в «бальную залу», где их встречала скрипка Алексея Киселёва и фортепьяно Анны Комковой.

Руководитель театра «Мозаика» Оксана Новикова и её воспитанники поведали об интересных исторических фактах, касающихся развития и уклада дворянских поместий. Всё началось в 1762 году с Манифеста о вольности дворянства Петра III.  По этому законодательному акту впервые в истории России дворяне могли по своему желанию выходить в отставку. Получив отставку,  они строили загородные дома и со всем семейством отправлялись жить в деревню.

Рассказали присутствующим и том, что Николай II  наезжал с охотой в войсковицкие угодья. Об этом даже есть запись в знаменитых дневниках самодержца: «Встали с дивной погодой. В 8 часов поехал со своими прежними охотниками на четвертую облаву в Войсковицы. Завтракали в поезде, затем продолжили охоту с другой стороны железной дороги. Охота окончилась в 5 часов и, благодаря этому, мы рано вернулись в Царское».

Оксана Новикова

Оксана Новикова

Когда все исторические свидетельства были предъявлены, сценки из деревенской жизни сыграны, и менуэты сельских балов оттанцованы, пришло время попасть в белоснежный зал музея. «В школе искусств всегда что-то новое. Не терпится взглянуть, что вы нам приготовили», — сказал глава администрации поселения Евгений Воронин перед тем, как  юная вокалистка Юлиана Панфилова перерезала красную ленту у входа в музей.

Посетители оценили строгую элегантность и лаконичность экспозиции. По словам Андрея Бурлакова, часть экспонатов он передал в музей из личной коллекции, часть отдали в дар жители поселения. Здесь упомянута шведская и финская тематика, представлена информация о железнодорожной станции Войсковицы, о царской охоте. Краевед рассказал, что нашёл следы Пушкина на войсковицких землях: «Я «раскопал» историю, связанную с Пушкиным, и со временем хотелось бы это отразить в экспозиции».

Музей в Войсковицах

Андрей Вячеславович говорит, что есть возможность продолжать работу и в ширь, и в глубь, главное, чтобы было желание и поддержка, как местных жителей, так и местной власти.

Склонившись над витриной и разглядывая старые фотографии, услышала разговор двух мальчиков лет десяти: «Классная тема, нужно будет завтра сказать мужикам в классе, чтобы пришли посмотреть».

Похоже, создатели музея попали в цель, и он нашёл отклик у тех, кому предназначался в первую очередь.

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК